На сайт ведутся работы, приносим извинения за неудобство.

БП
Услышать другого

Услышать другого

Ведущая рубрики - психолог-консультант Пырина Юлия Александровна.

Вопросы на e-mail: julpi@yandex.ru или на адрес редакции.


Приятно, когда тебя слушают, слышат, понимают и тем самым оказывают поддержку. И как важно уметь слушать и слышать другого, понимать его чувства, какая помощь ему требуется. И как легко в таком случае заслужить доверие...

■ Меня часто спрашивают что делать, если он (она):
■ меня не слышит (ребенок, партнер);
■ делает все не так, как надо мне;
■ не может догадаться, чего я хочу;
■ не понимает, что мне нужна помощь (зарабатываю деньги, занимаюсь домом, детьми);
■ курит, пьет, не внимателен (а).
Как быть услышанным и услышать другого, суметь выразить свои чувства, быть понятым, принять право другого быть другим?

Техника «Я-высказывание»
Техника состоит из нескольких шагов, которые необходимо выполнять последовательно:
■ факты (а не наши фантазии и эмоции); чувства (которые мы испытываем в связи с этим фактом);
■ мысли (которые у нас возникают, в связи с испытываемыми чувствами); желания (чего мы хотим от собеседника);
■ намерения (высказывание того, что и как собираемся делать, в связи с произошедшим фактом).
■ Пример 1. Муж пьет и не ищет работу.
Как привычно: «Ты опять пьешь!»
Задаем себе вопрос: «Почему меня это волнует?» Цепочка рассуждений, возможно, приведет к ответу: «Я беспокоюсь за его здоровье». Где в обращении «Ты опять пьешь» звучит беспокойство? Звучит критика другого.
С использованием техники: когда я вижу, что ты опять выпил (факт), я чувствую раздражение (чувства), потому что думаю, что с тобой произойдут неприятности (мысли), а мне бы хотелось, чтобы ты мог обходиться без алкоголя и найти работу по душе (желания), в свою очередь, ты можешь рассчитывать на мою поддержку в поиске работы, доктора и т.д. (намерения).
■ Пример 2. Ребенок все свободное время проводит за компьютером.
Как привычно: «Вечно ты занят не тем чем надо!»
Задаем себе вопрос: «Почему мне нужно, чтобы было по-другому?» Очевидно, что это беспокойство о здоровье ребенка. В данном обращении присутствует критика другого человека и не отражены переживания.
С использованием техники: когда я вижу, что ты сидишь за компьютером (факт), я чувствую раздражение (чувства), так как я думаю, что ты не занимаешься уроками, а уже поздно (мысли). Мне бы очень хотелось, чтобы ты сначала делала уроки, а потом проводила свое свободное время, как хочешь (желания). В свою очередь, постараюсь внимательно тебя выслушивать, твое мнение, понимать и быть терпимее (намерения).
■ Пример 3. Муж забирает вечером жену после работы, она молчит, у нее явно плохое настроение.
Как привычно: обратиться с фразой: «Вечно ты не в настроении!» или ничего не спрашивать, предполагая, что что-то случилось, настроения у жены нет и лучше не доводить до конфликта.
Ни то не другое не подходит. В первом случае – критика. Во втором – предположения, основанные на домыслах (при этом мы не знаем, что реально происходит).
С использованием техники: когда я вижу, что у тебя плохое настроение (факт), я нервничаю (чувства) и думаю, что ты недовольна мной (или что-то случилось на работе) и если начну спрашивать – мы поссоримся (мысли). А я хочу, чтобы мы могли все обсуждать, не обвиняя друг друга и не испытывая претензий, не догадываться, что чувствует другой, а говорить об этом (желания). В свою очередь постараюсь быть терпеливее и сдержаннее (намерения).

Техника активного слушания
Техника состоит из нескольких приемов:
■ сопереживание (проявление сочувствия к переживаниям собеседника, признание значимости и важности для вас его чувств. Обращение происходит в утвердительной форме. Вы говорите что, по вашему мнению, чувствует в данный момент собеседник);
■ уточнение (используется, чтобы подтвердить для себя ранее сказанное собеседником);
■ открытые вопросы (на них дается развернутый ответ и тогда от собеседника поступает больше информации);
■ перефразирование (краткий пересказ своими словами того, что вы поняли из слов собеседника);
■ «эхо» (дословное повторение вами основных мыслей, высказанные собеседником).
Пример использования некоторых приемов техники.
■ Муж хочет встретиться с другом, а вы против.
«Тебе очень хочется встретиться с ним, я понимаю, как для тебя это важно» (сопереживание);
«Куда и зачем ты идешь, и чем вы планируете заняться?» (открытый вопрос).

Как использовать техники максимально эффективно?
1. Избегать общения на негативных эмоциях («Я не готов(а) это обсуждать сейчас. Мне необходимо успокоиться»).
2. Успокоится: душ; дыхательные упражнения; музыка; прогулка и т.д.
3. Осознать. Недовольство другим это неоправдавшиеся ожидания по поводу другого. Нам никто не должен (только если были договоренности). Другие имеют право на свое мнение, свои решения и свои поступки. Другие не должны оправдывать наших ожиданий, но мы всегда можем рассчитывать только на себя.
4. Благодарить. Не воспринимать сделанное другим, как должное (этим мы обесцениваем другого, а значит и себя).
Общаться по-новому это совершенно новый уровень общения, дающий ощущение поддержки, понимания, принятия, единства вашей семьи, уважения мнения каждого.

 
Опрос
Результаты

Какие функции вашего смартфона для вас приоритетные?

Телефонные звонки - 46.7%
Игры - 0%
Выход в Интернет - 33.3%
Дополнительные приложения - 6.7%
Новости - 13.3%
Проголосовало: 15
Программа работы
над качеством

Страничка, на которой Вы сейчас
находитесь, может получить
Вашу оценку:

Отправить