На сайт ведутся работы, приносим извинения за неудобство.

БП
Дорога к храму

Дорога к храму

27 лет назад – в Вербное воскресенье – 23 апреля 1989 года был второй раз освящен храм во имя святого Александра Невского.

Строительство
История появления церкви во имя святого Александра Невского, возвышающейся над Гальянкой более 150 лет, началась в марте 1861 г., вскоре после отмены крепостного права.
Жители заводского поселка в те дни активно обсуждали царский манифест, и многие высказывали мнение, что такое важное событие в жизни государства должно быть увековечено и на Нижнетагильском заводе. А вскоре появилась инициативная группа (во главе с «вольноотпущенным заводским служащим» Дмитрием Шориным), которая обратилась к главному управляющему демидовскими заводами Владимиру Рашету с предложением построить на народные средства церковь «в память освобождения крестьян из крепостного состояния».
Идея управляющему понравилась, и 1 июня 1861 г. он собрал заводских служащих, купцов и ознакомил их с предложением Шорина.
Собравшиеся предложение поддержали и тут же был образован попечительский совет. Хлопоты о сборе пожертвований и решение рабочих вопросов возложили на Шорина.
Выбор Шорина в качестве ответственного за сбор средств на строительство храма был не случаен. Дмитрий Петрович имел на заводах безупречную репутацию.
Владимир Карлович Рашет был одним из первых служащих, кто внес пожертвования на будущий храм – 400 руб. серебром. Он привлек к работе над проектом церкви известного пермского архитектора Томаса Гирста.
Вскоре создали строительную комиссию, утвердили смету. А 5 февраля 1862 г. Синод благословил постройку новой церкви в Нижнетагильском заводском поселке.
6 августа 1862 г. на Вересовой горе состоялась закладка первого камня в основание будущего храма. Согласно смете, на возведение храма требовалось более 40 000 руб. серебром. Однако собрать такую сумму на заводе было трудно. Тут-то в полной мере и проявился организаторский талант Шорина. На 1 сентября «фонд» строительства храма составлял немногим более 3000 руб., но стройка началась.
Шорин находил способы экономить народные деньги. Он отказался от услуг архитектора (что дало 3,5 тыс. руб. экономии), производил обжиг известняка своими силами (400 руб. экономии), организовал сбор чугунного и железного лома, из которого затем были отлиты облицовочные плиты (еще 500 руб. экономии). Шорин нашел производителя кирпича, который «ради святого дела» поставлял на стройку необходимые 1,5 млн штук кирпича по цене 4 руб. 55 коп. за тысячу, в то время, как средняя цена кирпича по губернии составляла 6 руб. 50 коп. за тысячу штук.
Увидев, что строительство церкви, несмотря на трудности, идет своим ходом, в дело активнее стало вступать тагильское купечество.
Интересно, что деньги на храм жертвовали и старообрядцы.
К 1864 г. в стены и свод будущего храма уложено около 600 тыс. кирпичей, однако, вскоре обнаружили недостатки в кладке, и Шорин заставил подрядчика все переложить. Устранение брака потребовало дополнительных средств и времени. Сбор средств среди рабочих и служащих не могли быстро наполнить бюджет стройки. Не спасали и деньги присланные Демидовыми (1000 руб. от Павла Павловича Демидова и около 500 руб. от Авроры Карловны).
Стройку остановили, по Нижнетагильской волости организовали подписку: «…с каждого годного работника по 15 копеек серебром в год». За 6 лет собрали 5500 руб. серебром. И хотя этого было недостаточно, стройка ожила.
Продолжали поступать взносы от рабочих, служащих, купцов и даже бывших тагильчан. Например, бывший соученик Шорина по Выйскому училищу Андриан Густомесов прислал доверенность на продажу своего каменного дома стоимостью 3500 руб. Вырученные от продажи дома деньги Густомесов просил истратить на отливку большого колокола.
Нанятый на «резныя и позолотные работы» художник Ф. Д. Топорков согласился вырезать и вызолотить весь орнамент, карнизы, колонны, рамы и царские врата за половину стоимости. Тагильский художник
В. П. Худояров за 6 икон для храма должен был получить более 1000 руб., но, закончив работу, взял только 490. Еще 8 икон были написаны иконописцем
Н. М. Плюсниным, который также взял за работу на треть меньше. На завершающем этапе строительства в числе жертвователей вновь появляются Демидовы.
После 16 лет строительства – 6 декабря 1877 г. Александро-Невская церковь освящена, и в ней стали проходить службы. Предполагалось, что церковь будет вмещать до 500 человек, но, как оказалось, храм может принять одновременно до 750 прихожан.
Церковь входила в состав III-го благочиннического округа Верхотурского уезда. В ней служили священники Иоанн Двинянинов, Константин Голубев, Петр Словцов…

Возрождение
После Октябрьской революции храм еще долгое время продолжал функционировать.
Во время Гражданской войны церковь оказалась в зоне боевых действий и немало пострадала от попадания снарядов и осколков.
В советский период считалось, что храм обстреливали колчаковцы и чехи. В годы «перестройки и гласности» тагильские краеведы поменяли мнение: разрушителями церкви были назначены красногвардейцы. Споры на эту тему иногда случаются и сейчас.
Ремонтировать и восстанавливать храм начали в 1918 г. при «белых», а закончили в 1920-м при «красных».
В 20-30-х г.г. ХХ века власти передавали церковь различным православным школам: до 1931 г. она принадлежала общине «григорьевской» ориентации, после – «обновленцам». А в 1940 г. храм закрыли.
В советский период здание пытались использовать как кинотеатр, библиотеку, клуб. Но акустические свойства помещения не позволяли применить его в качестве кинозала, а большие размеры делали убыточным содержание его в качестве клуба или библиотеки. В конце концов, на территории храма и в его помещении устроили склады. При этом областные власти неоднократно предлагали Нижнетагильскому горисполкому снести церковь. Кстати, одно из таких «предложений» подписано будущим первым Президентом России.
С годами здание церкви медленно разрушалось. Ремонтировать его никто не собирался. В то же время все попытки общественности обратить внимание властей на храм, признать его памятником истории или архитектуры не находили понимания в партийных и советских органах…
В середине 70-х, директор ВРУ С. И. Николаев предложил установить в помещении церкви орган, превратив его в концертный зал. Исполком поначалу идею поддержал, но вмешался обком КПСС, и проект «отложили на некоторое время»…
В сентябре 1984 г. школьники устроили в полупустующем помещении пожар; был уничтожен купол церкви.
В 1985-м в СССР начались перемены. В 1988 г. в городе появилась инициативная группа «Возрождение», которая стала добиваться передачи церкви верующим. А 12 сентября 1988 г. Тагил облетела весть: в здании церкви состоялся… молебен.
Восстановления храма, как и строительство, стало народным. Жители города и пригорода в свободное время приходили в храм, убирали мусор, занимались очисткой стен, возводили строительные леса, клали кирпич. Одновременно проходил сбор средств на восстановление храма среди тагильчан.
Не оставались в стороне и предприятия города, перечисляя на восстановление церкви денежные средства, выделяя по мере необходимости материалы, технику, специалистов.
В Вербное воскресение 23 апреля 1989 года, не дожидаясь окончания строительных и отделочных работ, храм был освящен архиепископом Мелхиседеком.
После этих событий работы по восстановлению храма продолжались. Бригада железнодорожного цеха НТМК выполнила работы по восстановлению и установке куполов и крестов церкви. Расчеты для изготовления куполов производились инженерами ЗМК.
Зимой 1991-го храм посетил и спел в нем известный оперный бас, народный артист СССР Борис Тимофеевич Штоколов.
Так церковь, построенная в XIX столетии на народные деньги, возродилась в веке XX благодаря неравнодушным тагильчанам, вложившим в восстановление храма свои силы, душу и средства.

vsenovostint.ru

 
Опрос
Результаты

Какие функции вашего смартфона для вас приоритетные?

Телефонные звонки - 46.7%
Игры - 0%
Выход в Интернет - 33.3%
Дополнительные приложения - 6.7%
Новости - 13.3%
Проголосовало: 15
Программа работы
над качеством

Страничка, на которой Вы сейчас
находитесь, может получить
Вашу оценку:

Отправить